Aleksey Chekal (palama) wrote,
Aleksey Chekal
palama

Categories:
  • Music:

о жирке эстетики



Первый раз на "старости лет" оказался на концерте Летова.
И вот...


Я плохо разбираюсь в панке, а тем более в панках. Например, на концерте мне было не понятно, зачем надо стоять на головах под достаточно серьезные тексты.

В студенческие годы многие мои знакомые, вот так же накушавшись пива, бегали на концерты ГО, а я тогда не понимал, что они там находят.

Но когда эти знакомые выросли и обзавелись семьями, детьми и квартирами, многие перестали (не все!) слушать эту музыку. А я только сейчас начинаю вслушиваться.

Почему?

Наверно, не только потому, что за грохотом гитар прячется достаточно сложная музыкальная гармония или потому, что стихи Летова, Янки или Чернозёма очень талантливы и со временем о них будут писать монографии как об Обэриутах. Для меня оказалось ценным одно свойство этого явления, которое я для себя определяю как - "нестяжательность".
Это я не только о деньгах и славе, хотя многие из этих ребят успешно противостоят этим соблазнам.
Нестяжательность в искусстве я определяю как отсутствие "жирка эстетики и стиля". Для взрослого человека вполне достаточно хотя бы раз в день съесть немного пищи. А если сесть за стол как "господа средней руки", и умять вначале гуся, а потом поросенка, то могут быть последствия. Так и в искусстве. Для реализации в "материале" определенной идеи достаточно не так уж много средств, главное чтобы они были подобраны, верно. Отсутствие избыточности вот залог настоящей красоты. А "красота красивая" уводит нас в мечтательно-придуманные дали. И это относиться и к модерну и к постмодерну. В первом случае любование пластикой, во втором любование деструкцией.

Искусство должно работать, а не удовлетворять наши эстетические или любые другие потребности. И утилитарность искусства заключается в воспитании души, прививании любви к "невыносимой легкости бытия". А что может быть для этой цели важнее, чем честный разговор о жизни и смерти? Поэтому я в "сибирском панке" вижу не столько протест против жизни, сколько наоборот жизнеутверждающее начало, это должно быть совершенно естественно для человека не успокаиваться, не пользоваться плодами своего успеха, своих творческих находок, идти поперек течению, "не садиться на пенек и не есть свой пирожок" - ибо остановка это смерть. Такой трезвый взгляд не предполагает меркантильности. Трезвость в том, что мы должны каждый день пикировать, а не отсиживаться в тылу. Только рискуя собой, остаешься действительно жив, и не попадешься на "волшебный крючок".
Это реальный взгляд на бой под названием жизнь, "без соплей", без красивостей - в лоб!

Даже у моего любимого Аукцыона есть моменты, когда форма ведет за собой суть сказанного, и ты начинаешь заслушиваться. А это уже гипноз!
Должно быть не рассматривание формы, которая укутывает смысл, а костяк, изнутри подпирающий идею, не хитин - а кости!

Например, жили в Арле два художника, и вроде рисовали одно и тоже, но:
Один пытался подчинить пластике линий и пятен, которую он придумал, фигуры женщин и яблоки, но оказался у истоков самого "нетрезвого стиля" - модерна.
А второй - цветную энергию вихрей полей и ветров заключил невероятными усилиями, ценой своей жизни, в свои холсты.
Гогеном можно любоваться и пить чай рядом с его репродукциями.
Перед картинами Ван Гога попробуй устоять, потому что сносит с ног! И ты чувствуешь, как отдирается холстина нарисованного очага, а там открывается дверь, ведущая к свету.
Он наверно был одним из первых "панков":)))

Конечно, в светском искусстве многие пути закрыты и средства попытки выхода в эту "трезвость" бывают совсем нетрезвы (у кого абсент, у кого ЛСД, у кого надорванная психика или др., а Филонов, например, заставлял картину висеть без гвоздя, голодая). Плохо? Наверно, но не хуже ли "жирок", который не позволяет бежать до первой стОящей цели? Тут выбирать надо по вкусу.
Безусловно, "трезвость" без деструкции возможна только в церковных искусствах. Тогда надо откладывать гитары и браться за византийские крюки, но не всякому это под силу...

В любом случае, "Гражданская оборона" это еда, подавая которую, скорее скажешь "Неприятного Вам аппетита!" - это каша без соли или горькое лекарство - но его надо съесть, чтобы узнать, что среди разностильных, цветных рыб, мирно живущих в коралловых рифах, есть серые рыбки умеющие (пусть хоть немного) летать над водой.
Tags: музыка
Subscribe

  • Краткая история французской каллиграфии в Харькове

    В рамках французской весны в Харькове, прочту небольшую лекцию о истории французской каллиграфии. 19.00 / ул. Героев Труда 2В А так же, в том…

  • Христос Воскресе!

    Православная психоделия на Пасху или византийский птицы прилетели)) Сделано для Артос - международное содружество христианских художников Христос…

  • Світ ловив мене, та не впіймав!

    Каллиграфическая футболка Итак! Скоро выходит из печати новая каллиграфическая футболка ограниченным тиражом с замечательными словами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • Краткая история французской каллиграфии в Харькове

    В рамках французской весны в Харькове, прочту небольшую лекцию о истории французской каллиграфии. 19.00 / ул. Героев Труда 2В А так же, в том…

  • Христос Воскресе!

    Православная психоделия на Пасху или византийский птицы прилетели)) Сделано для Артос - международное содружество христианских художников Христос…

  • Світ ловив мене, та не впіймав!

    Каллиграфическая футболка Итак! Скоро выходит из печати новая каллиграфическая футболка ограниченным тиражом с замечательными словами…