Aleksey Chekal (palama) wrote,
Aleksey Chekal
palama

Categories:
  • Music:

на сорок дней про девять букв




Летов во сне увидел явь...





На смерть, на смерть держи равненье,
Певец и всадник бедный.

Введенский А. И.

Я никогда не был его фанатом, не кричал в электричках "все идет по плану", и только совсем недавно начал прислушиваться к его песням.
Но сообщение о его смерти выбило меня из колеи.
Не потому, что жалко или "как много он не успел". Я думаю, он все успел сказать, что хотел, а жалко нам обычно в таких случаях себя, осиротевших.

А вот, бывает, выйдешь на холм и внизу долина, а в долине туман и дождь ,и в горле комок от пронзительно-щемящей картинки!
Где-то так же. Как бы кто не относился к его творчеству, очень уж ЦЕЛЬНО жизнь ему удалось прожить. От этого и правильные слезы.
Несмотря, а скорее всего, благодаря брутальности слова и маргинальности звука получилось у него остаться чистым и честным внутри.
Никакой идеализации!!! Он был обычным человеком, но самое главное, он им и остался, а на фоне увеличившегося поголовья Иеху — это большое достижение.

Депрессия? Я не вижу у него депрессии. Он поет весело о своей правде, о червях и свете, о небе и смерти.
Меня, скорее, вгоняют в депрессию романтические сопли опереток Штрауса, чем ГРоБ.
То искусство депрессивно, которое творит так, как будто смерти нет, то есть легкомысленное искусство.
Летов для меня не только брутально-реалистичен, но прежде всего БОДР. А бодрость – очень хорошая вещь!

Может не к месту, я вдруг вспомнил, как бодро и весело звучат христианские гимны 8 века. И как сентиментально-чувственно порой вьется более поздняя религиозная музыка.
Сравнение, наверно, неудачное, потому что вектор немного другой, но в подходах есть соприкосновение. Потому что в высшей правде нет сантиментов, а есть трезвая радость и трезвая боль.

Агрессия? Агрессия испражняющегося у всех на глазах юродивого, чтобы прервать парящую походку гордецов. Да, именно так!!! Но не тупая агрессия разрушения. "Пощечина общественному вкусу", но не абсурдная, а такая, чтобы вывести из оцепенения стяжания мира.
Летов был "дурачком" в самом хорошем смысле этого слова. "Неприличными словами издеваясь над безмозглыми и неразумными", казалось бы, разговаривая путаным языком и прибаутками, он говорил нечто такое, что было куда важнее высокопарных фраз и отрезвляло на раз.
За дурачествами, за "руганьем миру" жила тонкая и глубокая душа, которая была куда прозорливее и чувствительней умных голов.
Как написал еще один отчужденный, Олег Григорьев:

"Один человек доказал, что земля это куб,
А другой умер от прикосновения детских губ."

Летов был тем другим.

Протест? Революция? Не спорю, но я воспринимаю это тоже по-своему. Я вижу "революцию" не в срывании штандартов, а в разворачивании старых, пыльных знамен.
Если вы не любите пошлость, то вы можете, конечно, в юношеском максимализме написать баллончиком на стене музея Шилова "Шило на Мыло", но вряд ли это принесет вам счастье, лучше сходить на Волхонку и искупаться в сезанновской Марне.

Протестовал ли Сезанн против доморощенных академиков исторической живописи? Он просто брал себя за бороду и шел в поля. И смотрел на мир, то как китаец эпохи Тань, то как средневековый миниатюрист, то как пахарь.
Для него кабинетная линейная перспектива была такой же неудобной вещью, как для крестьянина смокинг.
Был ли Сезанн андерграундом? Кто теперь помнит исторические картины Энгра? Зато только ленивый не поддавался влиянию Сезанна в 20 веке.
Он сделал революцию без революции. Я это называю это —ВОЗВРАЩЕНИЕ.

"Воспоминание мним как дерзость.
За то мы и палимы."

Это не свержение и протест в прямом смысле, какие бы формы оно не принимало, а возвращение к чему-то глубинному и истинному, свозь наносные стереотипы.
И поэтому и Летов никакой не андерграунд, он на красном коне и в поле!
А в подвале истории сидят мальчики в смокингах и бриджах.

Его внешние идеологические метания - это не метания, а органическое отторжение пошлости и стадности. Я думаю, в нем это было зашито внутри, без подсказок из книжек.

Летов был нестяжателем в самом простом и правильном смысле. И эстетическом, и материальном. Я почти уверен, что Егор не читал св. Нила Сорского, а Нил бы не смог дослушать хотя бы одну его песню до конца. Но "на другом берегу", где нет расстроенных гитар и хриплых голосов, я думаю, именно в этом они будут на одном лугу.
Отказ от уюта во всех смыслах, ради уюта более существенного. В нашем патологически-стяжательном мире на этом спотыкаются многие, даже читающие правильные книжки и благовидные с лица. Но на зависть им, он, кажется, даже не замечал подобных подножек.

Мировоззрение, безусловно, очень важно!
Но я думаю, сейчас бесполезно спорить, в какую конфессиональную или внеконфессиональную калитку он вышел; будем считать, что он вышел в "свою секретную калитку" и что тропинка, ведущая от нее, хоть и очень извилистая, но бежит в правильном направлении.
И потом все-таки: "не бывает атеистов в окопах под огнем".

В наш город, из которого так знаменито уехал Эдичка Л., и из которого так тихо увезли Сашу В., Егор приезжал достаточно часто с концертами. Я плохо понимаю в политике, но с Э. Лимоновым, как мне кажется, ему было недолго по пути, зато с А. Введенским они ехали в одном вагоне (В и Л). Он у него учился "связывать плечо с четыре", только силу приложения плеча направлял немного в другую сторону. Введенский писал, что он провел поэтическую критику разума, усомнившись в правильности логических связей — «разум не понимает мир» и попытался выйти из "временно-пространственной" коробки с помощью трех для него важнейших тем: "Время, Бог и Смерть".
Летов, подхватил это знамя, и провел критику "красоты" и "добропорядочности", в самых худших смыслах этих понятий.

Попытка выхода своими силами в те места, где нет вопроса "красиво-некрасиво", а есть только вечный вопрос: "правильно-неправильно" стоила ему жизни...

Спи. Прощай. Пришел конец.
За тобой пришел гонец.
Он пришел последний час.
Господи помилуй нас.
Господи помилуй нас.
Господи помилуй нас

Введенский А. И.
Subscribe

  • реставраторско-фотошопное

    В те времена, когда компьютеры были дорогими, а винчестеры маленькими, решил я сделать компьютерную реконструкцию живописи с многочисленными…

  • Краткая история французской каллиграфии в Харькове

    В рамках французской весны в Харькове, прочту небольшую лекцию о истории французской каллиграфии. 19.00 / ул. Героев Труда 2В А так же, в том…

  • Христос Воскресе!

    Православная психоделия на Пасху или византийский птицы прилетели)) Сделано для Артос - международное содружество христианских художников Христос…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • реставраторско-фотошопное

    В те времена, когда компьютеры были дорогими, а винчестеры маленькими, решил я сделать компьютерную реконструкцию живописи с многочисленными…

  • Краткая история французской каллиграфии в Харькове

    В рамках французской весны в Харькове, прочту небольшую лекцию о истории французской каллиграфии. 19.00 / ул. Героев Труда 2В А так же, в том…

  • Христос Воскресе!

    Православная психоделия на Пасху или византийский птицы прилетели)) Сделано для Артос - международное содружество христианских художников Христос…